Памятник Курмангазы Сагырбаеву

Памятник Курмангазы Сагырбаеву

Курмангазы Сагырбаев родился в начале XIX столетия

Курмангазы Сагырбаев родился в начале XIX столетия, но перешагнул через века, оставив после себя поистине бессмертные произведения. Его имя носят консерватория, музыкальные коллективы и дворцы культуры, населенные пункты, площади и улицы. В Атырау памятник Курмангазы был открыт 4 июля 2000 года, другой появился в селе Алтынжар Астраханской области в 2008 году. 18 апреля 2012 года в культурной столице республики — городе Алматы — открылся еще один памятник выдающемуся композитору.

Курмангазы был талантливым музыкантом и крайне разносторонней личностью. Специалисты могут спорить о точной дате рождения кюйши (называются 1806, 1818, 1823 годы), но все едины во мнении, что он заложил основы казахской национальной музыки, был человеком твердой гражданской позиции, а современники именовали его Чародеем степи. Кюи Курмангазы всегда стояли особняком в ряду произведений других авторов. Эта эмоциональность, экспрессия, присущая в основном жителям Западного Казахстана, прекрасным образом выражена в творениях великого казахского композитора. Но вместе с тем, в этих волнительных звуках мы слышим не только стук его горячего сердца, полного боли за соотечественников, но и чувствуем любовь к Родине, гордость за свой народ

Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры

Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Никита Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» писал: «Сагырбаев — редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…» Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскому другу, который помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены также в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.

Оба домбриста-импровизатора заметно повлияли друг на друга. Кюй Даулеткерея «Булбул» (Соловей) Курмангазы включил в свой репертуар. Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка» наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приёмы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов и другие.