История театра

Театр ведёт свою историю от Алма-Атинского ТЮЗа. Главным инициатором и первым руководителем театра стала знаменитый театральный деятель Наталия Ильинична Сац, которая была в ссылке в Алма-Ате. 6 сентября 1944 года выходит постановление Совнаркома ЦК КП(б) Казахстана «Об организации в городе Алма-Ате театра юных зрителей». Праздничным утром 7 ноября 1945 года театр представил алма-атинцам свои первые спектакли: утром шла «Красная Шапочка» Е. Шварца в постановке Н.И. Сац, а вечером «Осада Лейдена» Исидора Штока в постановке известного драматурга и режиссёра Виктора Розова. Также была создана театральная студия, в которой Наталья Ильинична Сац готовила театральные кадры.

Разделение на два самостоятельных коллектива

В 1985 году Указом Министерства культуры Казахской ССР театр для детей и юношества Казахстана разделили на два самостоятельных коллектива: казахский, который получил имя знаменитого казахского писателя и драматурга Габита Мусрепова и русский, которому было присвоено имя Наталии Сац. Некоторое время оба коллектива находились в одном и том же здании, чередуя репетиции и выступления. Потом русский ТЮЗ получил отдельное здание. В 1996 году Театру юного зрителя им. 
Г. Мусрепова было присвоено почётное звание академического. На месте современного театра во времена города Верного находился Покровский собор, который был снесён в 1934 году. Здание было построено с 1957 по 1962 годы на главной площади советской Алма-Аты имени Коминтерна, напротив сквера А. Иманову, для казахского театра драмы. Авторами проекта сооружения стали архитекторы А.А. Леппик,
Н.И. Рипинский и В.З. Кацев. В здании был устроен зал вместимостью 
в 475 зрительских мест.

О здании

В 1968 году была проведена реконструкция по проекту Б.Н. Тютина. В 1980 году, после строительства здания на улице Абая драматический театр переезжает туда, а в этом здании расположился театр юного зрителя. В 1985 году ТЮЗ был разделён на русский и казахский театр и в здании осталась казахская группа. Здание театра было построено в переходных от классицизма к функционализму традициях. Оно представляет собой трёхэтажный объём на стилобате и ориентировано главным фасадом на запад. Главный вход акцентирован глубокой лоджией в виде стилизованного портика. Фронтон орнаментирован рельефным панно на тему казахского музыкального фольклора. Плоскости стен боковых пилонов и лоджии по высоте расчленены витражными окнами. В основе композиционной схемы обработки боковых фасадов – горизонтальный ритм квадратных оконных проемов в центральной части фасада и асимметричное расположение узких окон на флангах. Памятник Габиту Мусрепову был открыт в 2002 году перед зданием казахского театра юного зрителя. Архитектором монумента стал В. Кацев, памятник был выполнен скульптором К. Сатыбалдиным.

Смотрите также